Главная страница » Статьи »

Алексей Иващенко в Клубе МИЭТ. "Иваси", босса-новы, романсы и разговоры (28.05.2008)

текст: Елена Панасенко, фото: Юлия Кузьмина.

28 мая в Клубе МИЭТ прошел концерт Алексея Иващенко, музыканта, участника известного дуэта авторской песни "Иваси", композитора и арт-директора мюзикла "Норд-Ост". В последние годы "Иваси" - Алексей Иващенко и Георгий Васильев - не выступают вместе, и Алексей Иващенко известен публике и своими сольными проектами, весьма разносторонними: альбомом "Если", вышедшим в 2006 году и наполненным задумчивыми песнями с запоминающимися мелодиями, элегантно-виртуозной концертной программой "Люди в белом" на две гитары с Тимуром Ведерниковым, участием в проекте "Утро карнавала" и фестивалях босса-новы вместе с Ириной Богушевской.

12 мая Алексею Иващенко исполнились 50 лет (Георгию Васильеву они исполнились в прошлом году), каковой юбилей был отмечен 22 мая в Концертном зале им.Чайковского концертом о двух отделениях. В первом Иващенко и Васильев пели вместе, вызвав бурю ликования у публики, которая наслаждалась беспрецедентным для последнего времени воссоединением дуэта на сцене. А во втором отделении Иващенко пел с оркестром - свою новую программу "Игра по новым правилам" - об этом новом опыте он рассказал зеленоградской публике со сцены - "Фонограф-симфо-джаз" никогда в жизни не играл авторскую песню. И им захотелось попробовать. А мне захотелось с большим джазом, знаете, как Фрэнк Синатра - весь в белом, "I did it my way". Все получилось!

Первое отделение в Зеленограде Иващенко пел один, собрав рецепт наслаждения публики из старых, проверенных, любимых всеми песен "Ивасей", своих новых, но уже довольно известных для посвященных песен с альбома "Если" (вышел...) и совершенно новых песен, написанных недавно - например, "Инструкцию по использованию меня" автор подарил себе на юбилей. Старые песни - гротескные, с фирменным "ивасевым" оптимизмом, с искрящимся юмором. Новые получаются более лиричными, где-то - грустными и задумчивыми, и музыкант перемежает их рассказами их предысторий, анекдотами к слову и дружескими разговорами с публикой. Ему, как уже признанному артисту, уже излишне сомневаться в интересе публики - в зале собрались те, кто давно любят его песни, так что можно свободно плавать в их внимании. Он остается очень открытым и дружелюбным человеком, который легко и непринужденно выстраивает извилистые дорожки разговора со зрителями, рассказывая обо всем.



О себе:

- Еще 3 года назад, когда закончились показы мюзикла "Норд-ост", я собрал музыкантов, и мы выступали в Питере, в Москве... А потом я подумал, что не совсем правильно отказываться от этого вот инструмента (показывает на гитару). Потому что, не смотря на красивые гармонии, большие возможности, есть своя правда в том, что делали большие мастера, перед которыми я преклоняюсь. Выходил Юрий ... Визбор и говорил: "Спокойно, товарищ, спокойно. У нас еще все впереди." И я понимал, что это про меня. Хочется этой правде соответствовать. А это очень трудно.

О Георгии Васильеве:

- Не хватает кого-то... если с тобой 25 лет на сцене кто-то простоял... Георгий просто занят очень. Кстати, занимается делом совершенно неожиданным. Он раз лет в 5 резко меняет направление деятельности. Сейчас он продюсирует мультипликационные фильмы. И в 2010 году на экраны Галактики выйдет гигантский проект...даже не знаю, как он называется... Поэтому вместе и не выступаем. Но не получается одному. Поэтому и музыканты возникли, потом я с ними расстался и все-таки придумал, как обойтись техническими средствами - музыканты на своем языке называют их замечательно: улучшайзеры. Один из них делает звук гитары красивым. А другой... замечательный прибор. Когда я нажимаю на педаль, он записывает все, что я играю, а когда жму на педаль второй раз - он это воспроизводит. Играя партию Георгия Ивановича. Так у меня и получаются две гитары. Некоторые песни без него сыграть просто нельзя.

О своих песнях:

- Иногда так нравится то, что сам сочинил, что думаешь - вот, какой я молодец, как мне повезло, что Бог дал талант... Тут главное - не торопиться. Нужно потерпеть хотя бы недельку и эту песню никому не петь. Потому что через недельку ты понимаешь, что ее уже написали до тебя минимум двое, и сделали это гораздо лучше, чем ты. Иногда не успеваешь песню спеть, и месяцами, а то и годами ее переделываешь. А иногда бывает по-другому, очень редко - за 40 минут ты сочиняешь то, что хотел. Потом думаешь: надо же, получилось. Прошло 2 года и песня, которую я сейчас спою, мне по-прежнему нравится. Так же, как и в первые 20 минут. И когда меня приглашают и просят спеть 3 песни, я пою эту и еще 2. Если просят спеть 2 песни - пою эту и еще 1. Если просят одну - пою всегда эту. Если просят не петь - я ее все равно пою).

- и Алексей Иващенко исполнил "Я никуда не спешу..."

О своих любимых песнях:

- Самая любимая у меня песня - "Yesterday" Пола Маккартни. Но петь я ее не буду) ... А сейчас я исполню песню из фильма "Французский поцелуй" - Я услышал ее за кадром фильма, остановился, вздрогнул и подумал: как это сейчас в начале 21 века можно сочинить абсолютно гениальную песню на трех аккордах. Она была, как выяснилось, на итальянском, я стал искать автора, выяснил, что написал ее Пауло Конте, и песня бешено известна во всем мире кроме нашей страны (Paulo Conte, "Via Con Me" - прим.Zelenograd.ru). Пауло Конте - итальянский певец, бард, композитор, шансонье, давно известный нам еще по старой итальянской эстраде - с одной из его песен началась популярность Челентано. А "Via Con Me" я перевел на русский язык по подстрочнику. Ее название означает дословно "Прочь отсюда скорей вместе со мной", мне показалось, что для названия это длинновато, и я назвал ее просто "Вместе".

О мюзикле "Норд-Ост":

- Не хочу касаться этой темы. Не потому, что она какая-то больная, а потому что займет очень много времени. Скажу вкратце: "Норд-ост" уснул, он лежит на складе НЕ потому, что произошло (нападение террористов на мюзикл в театральном центре на Дубровке - прим.Zelenograd.ru). Причина того, что его названия нет в театральной афише Москвы - не только факт нападения, но и дальнейшая деятельность журналистов. Мало кто знает, что после нападения спектакль был восстановлен и прошел на той же сцене еще 100 раз (в этом месте рассказа зрители в зале зааплодировали - прим. Zelenograd.ru). Спасибо. Ни один человек из творческого коллектива по собственному желанию из "Норд-оста" не ушел. Поэтому вопли многих газет о том, что "дрожащие от страха артисты выходят на сцену" не соответствовали истине. Ко мне перед "второй премьерой" подошел один актер, который участвовал в сцене летчиков, и сказал: "Знаете, Алексей, если я не сыграю сегодня эту сцену до конца, то я потом никогда не буду актером. Я брошу эту профессию". Ребята выстояли, они победили и сыграли еще 100 раз. А журналисты писали какой-то кошмар, и людям стало страшно приходить. После нападения была сделана и передвижная версия спектакля, которую тоже просто закидали - мы должны были ехать в двухлетнее турне по стране, но не попали даже в Питер, с которого все должно было начинаться. Причина проста. Нашелся один человек, который сказал "Я хочу, чтобы этот спектакль увидела вся страна!" К несчастью, это был Ходорковский. И нам стало понятно, что его нигде не покажут. Сейчас спектакль полностью лежит на складе, все костюмы, все декорации, весь свет и звук, музыканты не дадут соврать - они готовы начать играть его снова. Нужны даже не деньги на его восстановление, это можно найти, есть достаточно много людей, готовых их вложить. Необходима перспектива. Его нельзя сыграть "еще пару раз" - его нужно играть как минимум год, и не только в Москве, а в разных городах или странах. Нас уже зовут. И когда этот маркетинговый план будет составлен, "Норд-ост" обязательно появится, я просто уверен. Нас приглашают на Эдинбургский фестиваль 2009 года, в июне, через год.




Все первое отделение прошло в круге света одного прожектора, в котором на сцене сидел человек с гитарой, в джинсах. А второе началось с выхода артиста в строгом черном концертном костюме и с представления еще троих музыкантов, которые в нем участвовали, исполняя партии гитары, бас-гитары и ударных. Свет стал театральным, мягким и красным, и те же знакомые песни зазвучали совсем по-другому - более джазово, плавно и инструментально-насыщенно. Алексей Иващенко сыграл и несколько босса-нов Антонио Жобима, которые он и Ирина Богушевская перевели на русский язык. Зрители, пришедшие на концерт, смогли получить равное и в то же время разное удовольствие от двух ипостасей музыканта в двух отделениях. А впечатления самого Алексея Иващенко, а также его дальнейшие планы, лежащие в области музыки, театра и даже Интернет Zelenograd.ru выяснил у музыканта в интервью после концерта.

Зеленоград считается наукоградом, и у нас вас очень любят. Ощущаете вы разницу в аудиториях, когда приезжаете в такие города?

Здесь я чувствую... научная аудитория всегда отличается, конечно. В университете, в институтах... она кажется более вдумчивой и поначалу более осторожной.

Какие впечатления от сегодняшнего концерта?

Очень хорошие. Он был в значительной степени экспериментальным, потому что это была совершенно не та программа, которую я обычно играю. Это то, что будет в следующем году. Первые пробы работы с музыкантами после 3-летнего перерыва, проверки новых песен.

Новая программа будет выглядеть как сегодняшняя?

Будет три программы. Одна - один я с гитарой, другая - с этим коллективом музыкантов и с еще 2-3 музыкантами: видимо, Татьяна Ларина будет играть на флейте, она просто сегодня не смогла, и еще 1-2 моих друзей-музыкантов. Сегодня прозвучали не все песни этой программы, только те, которые мы успели отрепетировать, поэтому было только одно отделение. И третья программа - это будет большой симфо-джазовый концерт с оркестром в 30 человек.

Как бы вы назвали жанр, который прозвучал сегодня во втором отделении?

Просто музыка, просто песни... Честно говоря, уже давно так исполняют авторскую песню, очень много на фестивале коллективов, которые так играют. Это мы впервые... А у Олега Митяева, например, уже довольно большой коллектив, который с ним выступает. И это правильно.

Сейчас участвуете в Грушинском фестивале?

Не знаю, будет ли у меня время в этом году поехать туда, может быть. В этом году пригласили на "Петербургский аккорд", знаменитый фестиваль авторской песни, я там буду членом жюри.

Концерт, который вы сыграли на днях в Концертном зале Чайковского с Георгием Васильевым - он еще повторится? Или это было чисто праздничное мероприятие?

Да, праздничное. Не знаю... Если Георгий согласится, то наверное соберемся и споем еще как-нибудь.

Он не собирается возвращаться к музыке?

Нет, ему сейчас не до этого.

После "Норд-оста", после ваших проектов ... вы кем себя ощущаете больше: актером, музыкантом, продюсером, менеджером?

Даже не задумывался. В каждую конкретную секунду кем-то... сейчас был певцом и артистом. А завтра уже буду актером разговорного жанра - буду готовить текст для чтения в очень серьезном большом музыкальном, почти религиозном, проекте - пока даже боюсь о нем говорить. А послезавтра буквально - буду встречаться с людьми, которые готовы финансировать еще один театральный проект, тоже очень сложный и очень не-массовый, элитарный. Очень много дел. Все хочется успеть сделать.

Как у вас с Интернетом? Богушевская ведет свой ЖЖ, очень интересный, как вы к этому относитесь?

Я, честно говоря, не очень представляю себе все эти блоги... Но у меня сейчас откроется мой личный сайт (Алексей Иващенко - aivashchenko.ru), это произойдет буквально на днях. Он уже готов, но пока спрятан, находится у веб-мастера. Мне осталось выправить информацию, которая там есть, и положить туда необходимую музыку. На сайте будут записи, программа всех концертов, ссылки на прессу и т.д. Думаю, сайт заработает уже через неделю-другую.

В одном интервью вы говорили, что семья для вас - все. Это по-прежнему так? Сколько лет сейчас вашей дочери и чем она занимается?

Да, конечно. Моей дочери скоро исполнится 17, она не доучилась 1 год в школе и сдала все экстерном - как делаю многие из тех, кто поступает в творческие ВУЗы. Те, кто работал в "Норд-осте" - а она там была в "детской труппе" - они все заражены навек актерским мастерством, бросают все свои важные дела и мчатся поступать в актеры. И она поступила в прошлом году во ВГИК на актерский факультет, и сейчас заканчивает там первый курс.

Еще два вопроса. Почему в новых песнях больше грустного, чем...

Нет, есть и веселые, несколько я спел к концу. Грустные... ну потому что... как говорят, многие знания - многие печали. Взрослеешь, выясняешь много интересных вещей. А грустные песни сочиняются проще. Смешные песни сочинять очень трудно, потому что я очень много слышу смешных песен, над которыми вся страна смеется, а меня от этого тошнит.

Когда вы выступали с Васильевым, вы писали песни вместе?

Даа.. мы очень долго доводили их до ума, тщательно их репетировали, они очень долго ждали своего часа. В результате получалось вот так - хорошо.

Вам на сцене его не хватает?

Не знаю... Сегодня так, а вчера, например, я пел один в "Гнезде глухаря", там, не смотря на то, что было не очень много народа - мы сознательно не рекламировали концерт - но там пробовалась совсем другая программа, пелись песни под одну гитару. А 4-5 дня назад был концерт с оркестром в 45 человек, совершенно другой. Хочется все успеть.

Путешествия, Груша, костер и мелодии старых бардовских песен под гитару - все это по-прежнему ощущается в песнях бывшего выпускника геофака МГУ, как воздух, слегка пахнущий дымом. Но для Иващенко, закончившего затем Институт Кинематографии и учившегося актерскому искусству у Сергея Бондарчука и Алексея Баталова, родной стихией остается музыка, театр, кино, литература. Со времен достославного театра МГУ Алексей Иващенко снимался в кино, работал в театре "Современная опера" у Алексея Рыбникова, занимался телерекламой, озвучиванием в кино и на телевидении - его голосом говорят Брюс Уиллис в "Пятом элементе", Дмитрий Харатьян в сериале "Графиня Монсоро", герои мультяшных сериалов, например, "Аладдина". "Хочется все успеть". И сегодня его новые проекты катятся на полном ходу, как паровоз из разноцветных вагонов. Уже не обшарпанный студенческий турплатцкарт с рюкзаками, а фирменный европейский экспресс с фирменным стилем, улыбкой и юмором.

Поэтому напоследок - анкедот от Иващенко: "Знаете, как звукорежиссер Богу молится: "Господи, ты меня слышишь? Раз, раз... раз..." :)







12.06.2008